На принятие просфоры и святой воды

Ее вкушают (то есть употребляют) обычно с утра натощак, 🍪 а также в случае болезни. Дух Святой 🌬 вселяется в нас при этом невидимо. Принимая просфору верующие христиане 🙏🏻 читают обычно молитву на принятие просфоры и святой воды из молитвослова 📖 (запивая святой водой символ Тела Христа) и с верой надеются на Бога, 📿 исцеляющего нас от всякого зла, недуга и болезни и прогоняющего бесов!

Молитва на принятие просфоры и святой воды

На принятие просфоры и святой воды

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.*

Примечание

* Православный молитвослов с приложением молитв Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. — М.: Изд-во МП, 2018. — 816 с.

О ПРОСФОРЕ И СВЯТОЙ ВОДЕ

СВЯЩЕННЫЙ ХЛЕБ

В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. ”В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3, 19), – некогда сказал Бог Адаму.

Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя ”Хлебом Жизни” (Ин. 6, 35), говорил, что ”ядущий хлеб сей будет жить вовек” (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в Таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: ”Иисус взял хлеб и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое»(Мф. 26, 26).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь – Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

На принятие просфоры и святой воды

Просфора (приношение – греч.) – это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят при церквях. Они состоят из двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).

Во время Божественной Литургии из одной (агничной) просфоры особым образом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце Литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором (”вместодарие” – греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн.

Артос (квасной хлеб – греч.) – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос – символ Воскресшего Христа – пребывает на аналое напротив Царских Врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ СВЯТОЙ ВОДЫ И ПРОСФОРЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь

СВЯТАЯ ВОДА

На принятие просфоры и святой воды

Вода — важнейший элемент мироздания, тварного бытия, необходимейшее условие жизни и в космосе, и в самом мельчайшем теле. Вода необходима нам в конкретных, «земных» потребностях прежде всего из-за своего очищающего действия. Без очищения любой из нас через день-два будет чувствовать себя весьма гадко из-за грязи телесной. Уже через день-два без воды мы почувствуем и отсутствие целительной силы воды — нас охватит жажда, начнется упадок наших физических сил.

И уже в древности вода стала служить и духовному нашему очищению, духовному нашему возрождению, духовному нашему исцелению от болезней и появлению духовных целительных сил, насыщению нашей духовной жажды.

В словаре В. Даля больше пяти страниц мелкого шрифта описывают слова, связанные со значением воды (от водицы и водочки до водочерпа и водоямины). А в словаре протоиерея Г. Дьяченко говорится о воде богоявленской («освященная накануне и в самый праздник Богоявления или Крещения Господня. Она изображает воду иорданскую, освященную погружением в ней крестившегося Иисуса Христа»), крестильной («освященная при совершении Таинства Крещения»), розовой («разбавленной душистым соком, извлеченным из цветка розы. Она употребляется в смеси с вином при освящении святых престолов в храмах, — изображает то благовонное миро, которым сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса Христа, а Иосиф с Никодимом все тело Его при погребении»), теплой («теплота — это чистая родниковая вода, нагреваемая в церкви и вливаемая в святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми для придания Им естественной теплоты тела и крови»), святой («над ней совершено священником молитвенное освящение по чину малого освящения воды»), воде очищения («особо приготовленная»… с «особым назначением», упоминается в Ветхом Завете). У католиков мы можем встретить григорианскую воду (смешанная с пеплом, солью и вином) и воду различных святых (францисканскую, екатерининскую…).

По отношению к воде Крещенской, Великого Освящения, употребляют слово «Агиасма» (корни которого уходят в значение скинии, храма, святыни. Фактически, в момент Крещения и празднования годовщины этого великого события, вся вода на Земле становится Агиасмой. По отношению к воде «Малого освящения» можно встретить и словосочетание «Малая агиасма». Этим указывается на значение этой требы, единство действий священника (очищение от нечистоты, греховности, скверны и темных сил облагодатствованной воды, сообщения ей духовных энергий) и в Великом, и малом и в действиях по совершению подготовки воды к Таинству Крещения. Поэтому такое благоговейное отношение к освященной воде, поэтому и такие её свойства. Еще в антиохийской проповеди 387 года св. Иоанн Златоуст говорил: «В этот праздник в полночь все <…> приносят её домой и хранят весь год <…> качество этой воды не портится от продолжительного времени целый год, а часто 2 или 3 года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает воде, только что взятой из источника…». По Церковным правилам освященная вода «если и выливается, то только в «непопираемое ногами место»

Обычно православный человек утром, после прочтения утренних молитв, испивает освященную воду (и неважно один или пять глотков он выпил) и съедает кусочек просфоры или артоса с молитвой (« Да будет святая Твоя Крещенская вода…»), и затем, благословясь, начинает грядущий день.

В тех местах и обстоятельствах, когда невозможно Причащение, верующие люди через святую воду и хлеб присоединяются к Божественной Благодати, к Святыне. Необходимо также кропить освященной водой и себя при различных труднообъяснимых греховных влечениях, болях, бессоннице, раздражительности и проч., помня, однако, что не сама по себе освященная вода (как и крестик, и иконка, и мощевик) исцеляет. Важно не поклонение, а почитание, не магия, а церковная жизнь.

Как правильно принимать святую воду и просфору?

На принятие просфоры и святой воды

Следует сразу предостеречь всех тех, кто желал бы получить от их принятия благодать. Употребление освященного хлеба и воды – это не волшебство и не магия, которая подействует независимо ни от чего. Чтобы получить пользу от них, нужно понимать, что в момент съедения просфоры и запивания ее святой водой, мы соединяемся с Господом, получаем от него благодать Святого духа, которая снисходит на нашу душу. Поэтому телесное удовольствие от их принятия совсем не обязательно. Зная, что святая вода и просфора освящены, верующие понимают, что прикасаются к Божественным тайнам. Но познать механизм действия этих тайн нам, смертным, не дано. Вера – вот единственный ключ, который открывает эту дверь. Именно поэтому читается молитва на принятие святой воды и просфоры.

Принимать святую воду с просфорой следует утром натощак, лучше всего — после утренних молитв. «Когда верующий принимает святую воду и просфору — учил святой Георгий Задонский, — то не одолеет его нечистый дух, а тело и душа очищаются. Мысли становятся светлыми и направляются к Богу, а человек стремится к посту, молитве и добродетели».

Нужно посещать храм, присутствовать на литургии, чтобы получить просфору. Затем ее можно разрезать на множество кусочков и принимать каждое утро по небольшой доле, запивая глотком святой воды и направляя эту молитву к Господу.

Что надо знать о святой воде

Так именуют ее:

освященную особым чином; он именуется водосвятным молебном; она обозначается церковнославянским словом «Агиасма»; именование заимствовано из греческого языка, где означает вообще святыню;

Интересный факт

Греки называют таким образом не только воду, но также миро, исходящие от чудотворных образов, мощей угодников Божиих. В России же под Агиасмой имеется ввиду именно вода.

святыми также называют источники, освященные в память угодников Божиих, чудотворных икон.

Великая

Ее именуют так по названию чина (Великого освящения), совершаемого только два дня – 18 и 19 января, то есть накануне и на день Крещения Господня.

На принятие просфоры и святой воды

Исторические объяснения того, почему освящение происходит дважды, различны:

  • согласно одному из них, в древней Церкви службы праздника начинались накануне, а завершались к полуночи, когда после литургии происходило разрешение строго поста Крещенского Сочельника; потому первое освящение начиналось 18 января по совершении литургии, а второе следовало после полуночи;
  • другие церковные историки обращают внимание, что Таинство Крещения совершалось накануне праздника, так что для новых христиан освящали воду накануне; после этого, уже 19 января, она благословлялась уже ради всех верных.
  • согласно третьему объяснению, обычай водосвятия зародился в Иерусалиме, водосвятие происходило сначала в храме, а 19 января все выходили на Иордан;
  • а вот митрополит Вениамин (Федченков) считает, что освящение 18 января происходит ради верующих, тогда как на самый день празднования освящается природа: именно поэтому по древней традиции на этот день совершались крестные ходы на реку, или даже на море.

Ежегодно 19 января на Иордане происходит чудо: при погружении в него Креста он на несколько минут меняет направление. Вот рассказ одной из паломниц, своими глазами увидевшей, что слова песнопения о том, как река «своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема» – не аллегория, но действительность.:

«Вот священники бросают в реку впереди себя привязанные на лентах венки из зеленых листьев и цветов. А теперь вытаскивают их обратно с левой стороны. Видимо, их относит течением. Да, но ведь Иордан течет из Галилейского озера в Мертвое море, то есть слева направо, если смотреть с нашего берега… Значит, течение должно относить венки вправо и священники должны вытаскивать их справа… Но вот они снова бросают венки впереди себя, а вытаскивают их слева… Я заворожено смотрю на это действо, которое повторяется многократно — видимо, для таких маловеров, как я…»

Во всяком случае, два освящения – древняя церковная традиция. Известно, что Российский Патриарх Никон однажды попытался нарушить ее, запретив водосвятие 18 января даже под страхом отлучения священнослужителей. Но Поместный Собор 1666-1667 г. отменил этот запрет, повелев:

«творить по древнему обычаю св. Восточной Церкви и по преданию святых и богоносных отцов в навечерии праздника освящение воды в церквах и после утрени — на реке, как повелевают и все церковные уставы».

Важно отметить: представление о том, что Великой Агиасмой является только освященная 19 января – суеверие. Так именуют святыню, освященную не только на сам праздник, но также накануне.

На принятие просфоры и святой воды

Малая

Она освящается в другие дни года. Чаще всего это еженедельные (или – по потребности) водосвятные молебны, а также:

  • престольные торжества;
  • пятница Светлой Седмицы (после Пасхи);
  • начало Успенского Поста, когда 14 августа празднуется Изнесение Древ Креста Господня.

Освящающие, исцеляющие свойства Агиасмы – будь то Великая или Малая, ничем не отличаются. Однако Крещенская Агиасма считается все же особенной святыней: например, она до какой-то степени заменяет Причастие, если на христианина наложена епитимия, или к Таинству имеются иные препятствия.

Святые источники

Освященные родники также имеют воду, которую Церковь именует «святой». Однако, хотя в нее можно и нужно окунаться, пить с молитвой, ею нельзя, например, освятить жилище.

На принятие просфоры и святой воды

Если речь идет о принятии Великой Агиасмы кающимся, отлученным от Причастия, то необходимы строгий пост, усиленная молитва. Однако сейчас, по человеческой немощи, священники достаточно редко накладывают подобные епитимии.

Чаще же всего Агиасму пьют утром, натощак. С ней употребляют просфору с соответствующей молитвой. Если верующий пьет только воду, молитва все равно читается та же. Некоторые благочестивые христиане имеют обычай осенять крестом сосуд с пищей или питьем. В отношении Агиасмы делать этого не нужно: она уже освящена.

Помимо собственно питья Агиасмы, ею можно:

  • умываться (небольшим количеством, аккуратно растирая по лицу);
  • помазывать больные места – лучше всего крестообразно.

Святыню необходимо также правильно хранить, причем здесь речь не только о том, что ее лучше держать в закрытом сосуде, близ икон. Не стоит также «запасать» ее впрок, хотя это возможно. Вода предназначена не для хранения, а для употребления.

Протоиерей Андрей Дудченко в проповеди 18 января 2014 г. говорит:

«Вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела».

Существуют также некоторые ограничения употребления воды для женщин во время дней их месячного очищения. Категорического запрета здесь нет, но благочестивые христианки стараются воздержаться от прикосновения к святыне, кроме случаев серьезной болезни, когда святыня бывает нужна «страха ради смертного».

На принятие просфоры и святой воды

Кроме того, категорически не благословляется:

  • добавлять святыню в пищу, питье (например, чай), мыть ею полы;
  • произносить разного рода «заговоры» во время ее принятия;
  • давать Агиасму животным.

Святую воду можно пить только утром?

Это не совсем так. Как правило, верующие стараются действительно употреблять святыню по окончании утреннего Правила, особенно – если она Крещенская. Но если возникает необходимость (это могут быть стресс, болезнь, сложные обстоятельства), воду как Великого, так Малого освящения можно пить в любое время дня, причем не привязываясь к приемам пищи.

Как пить во время болезни?

Это можно делать всякий раз, как есть необходимость, натощак или после еды. Некоторые запивают таблетки – это также не возбраняется, если делается благоговейно.

Молитва при окроплении святой водой квартиры

Это действие не тождественно освящению жилища, не заменяет чин, который может совершить только иерей. Но можно покропить стены. Многие особенно любят делать это накануне или на сам праздник Богоявления. При этом можно читать:

  • Крещенский тропарь;
  • псалом 90 («Живый в помощи Вышняго…»)
  • молитву Кресту «Да воскреснет Бог…»

Прикасаясь к святыне, причастной Царству Небесному, нужно сохранять благоговение, помня слова свт. Феофана Затворника:

она имеет силу «лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских… она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей».

Ключи темы

молитва на принятие просфоры и святой воды

молитва перед принятием святой воды и просфоры

молитва на принятие просфоры и святой

молитва перед принятием святой воды

молитва перед принятием просфоры

молитва просфора

молитва на святую воду

молитва на принятие святой

молитва на принятие святой

просфора молитва

на принятие просфоры

принятие просфоры

молитва о принятии святой воды и просфоры текст

молитва на принятие просфоры и воды святой

молитва перед принятием просфоры и святой воды

молитва на принятие святой воды и просфоры

молитва на принятие просфоры и святой воды текст

молитва святая вода

молитва перед святой водой

молитва о принятии святой воды и просфоры

просфора молитва перед вкушением

на принятие святой воды

молитва перед принятием святой

молитва на вкушение просфоры

молитва для принятия святой воды и просфоры

молитва перед просфорой

молитва святой воде

просфора молитва перед принятием

святая вода молитва

на принятие просфоры и святой

молитвы на принятие просфоры и святой воды

молитва для принятия просфоры

молитва перед вкушением просфоры и святой воды

молитвы на принятие просфоры и святой

молитва к принятию святой воды и просфоры

молитва о принятии просфоры

молитва на просфору

молитва просфора и святая вода

молитва принятие святой воды

на принятие святой воды молитва

молитва принятия святой воды

молитва перед просфорой и святой водой

перед принятием просфоры

молитва на принятие просфоры святой воды

молитва на принятие просфоры и святой воды читать

молитва на прием святой воды и просфоры

молитва о принятии святой

принятие просфоры и святой воды

принятие просфоры и святой воды

молитва на вкушение просфоры и святой воды

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...