Ефрем Сирин Молитва

Агафья/ автор статьи
Содержание
  1. Великая молитва Великого поста
  2. Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?
  3. Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?
  4. Великая молитва Великого поста Ефрема Сирина — Толкование Лука (Войно-Ясенецкий)
  5. Псалтирь преподобного Ефрема Сирина
  6. Псалтирь преподобного Ефрема Сирина
  7. Слезные моления преподобного Ефрема Сирина
  8. Толкование на книгу Бытия
  9. О рае
  10. Великая молитва Великого поста
  11. Собрание сочинений преподобного Ефрема Сирина в 8 томах
  12. Творения. Том I — преподобный Ефрем Сирин
  13. Творения. Том II — преподобный Ефрем Сирин
  14. Творения. Том III — преподобный Ефрем Сирин
  15. Творения. Том IV — преподобный Ефрем Сирин
  16. Творения. Том V — преподобный Ефрем Сирин
  17. Творения. Том VI — преподобный Ефрем Сирин
  18. Творения. Том VII — преподобный Ефрем Сирин
  19. Творения. Том VIII — преподобный Ефрем Сирин

Великая молитва Великого поста

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)

(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

  • Живота моего — жизни моей;
  • Даждь — дай;
  • Ей, Господи — О, Господи;
  • Даруй мне зрети — дай мне видеть, осознавать;
  • Яко — поскольку;
  • Еси — есть.

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста.

Ефрем Сирин Молитва


В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресениям эта молитва не читается.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями.

Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Ефрем Сирин Молитва

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ (Иак.1:17).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (Ин.15:5). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны.

Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.

Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (Ин.4:24), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.

Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.

В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.

Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (Лев.20:26), ненавидит зло (Пс.44:8).

Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?

Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру.

Ефрем Сирин Молитва

Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.

Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.

При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.

В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

Великая молитва Великого поста Ефрема Сирина — Толкование Лука (Войно-Ясенецкий)

Псалтирь преподобного Ефрема Сирина

Авторство этой книги принадлежит двум святым отцам: сами изречения – преподобному Ефрему Сирину, а составление их по подобию псалмов для пользы душевной и молитвы – святителю Феофану Затворнику. Вот что пишет святитель Божий, предлагая нам для прочтения свой труд:

«Возгревать в себе дух благодатный есть долг всякого христианина. Главное средство к тому – молитва.

В ком возгрета благодать, тот и сам молится как должно, – когда благодатная сила в нем в движении; но кто не дошел еще до того, тому необходимо самую молитву воспитывать в себе; воспитывается же она духодвижимыми молитвами, излившимися из пламеневших благодатию душ. – Вот почему Св. Церковь дает в руки православным христианам молитвенники: к тому же способствовать может и настоящее издание избранных молитв.

Как между Пророками Св. Давид есть по преимуществу Псалмопевец, так между Святыми Отцами Св. Ефрем есть по преимуществу молитвенник.

Душа его ни одного Божественного предмета не могла коснуться без того, чтобы не восторгаться горе́ в молитвенных излияниях чувств. Оттого писания его преисполнены молитв. Сего Святаго Отца по справедливости можно назвать христианским Псалмопевцем».

  • Исполнитель: Владимир Козичев
  • Год выпуска: 2011
  • Продолжительность: 05:52:17

Скачать аудиокнигу «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина» доступно через Яндекс.Диск

Псалтирь преподобного Ефрема Сирина

Эту Псалтирь составил святитель Феофан Затворник на основе молитвенных сочинений преподобного Ефрема Сирина, которые своим покаянным содержанием особенно душеспасительно воздействуют на душу христианина.

Святитель Феофан выбрал из творений святого Ефрема 150 молитвенных статей, структурировал их и дал каждой статье-псалму оригинальные названия, заголовки по подобию Псалтири царя Давида.

  • Авторы: Прп. Ефрем Сирин, свт. Феофан Затворник
  • Исполнитель: Екатерина Краснобаева
  • Год выпуска: 2012

Скачать аудиокнигу «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина» доступно через Яндекс.Диск

Ефрем Сирин Молитва

Слезные моления преподобного Ефрема Сирина

«Свет Твой, Господи наш Иисусе, возсиял над тварию и разсеял тьму заблуждения. Да возсияет ныне и в душах наших свет Твой, Иисусе, Царь наш, Свет истинный.

Избавь нас от всяких пагубных помыслов, смущающих душу. Тогда с чистым умом будем восхвалять Тебя, Сын сокровенного Отца; ибо Ты — истинный Свет». — Преподобный Ефрем Сирин.

  • Исполнитель: Екатерина Краснобаева

Скачать аудиокнигу «Слезные моления преподобного Ефрема Сирина» доступно через Яндекс.Диск

Толкование на книгу Бытия

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев.

Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения.

Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской церкви святой Иаков (память 13 января).

Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения.

Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями.

Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (прп. Иулиан Персиянин — память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа.

Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя.

Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания — объяснении Пятикнижия Моисея.

Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников, Воскресение, погребальные песнопения.

Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению.

Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин — по преимуществу молитвенник.

Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого — на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания.

Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

Ефрем Сирин Молитва

«Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие — внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там — Бог».

Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения.

Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой — тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога — в той мере насытится любовью Его.

Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

Залог обожения в нас — Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской — покаяние.

Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в Таинстве покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще — они животворят, преображают греховное естество, дают силу «ходить путем заповедей Господних», укрепляясь упованием на Бога.

В огненной купели покаяния, писал преподобный, «сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними.

На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого, который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти.

Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим.

На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

  • Автор: Преподобный Ефрем Сирин
  • Исполнитель: Денис Гаврилов
  • Жанр: Святоотеческое наследие
  • Год выпуска: 2009

Скачать аудиокнигу «Толкование на книгу Бытия» доступно через Яндекс.Диск

О рае

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) — один из великих подвижников Церкви. Стяжав смирение, кротость, покорность Промыслу Божию, он стал для многих учителем покаяния, веры и благочестия. В своей подвижнической жизни преподобный Ефрем много времени уделял изучению Священного Писания, черпая в нем для своей души умиление и мудрость.

Небольшое произведение преподобного Ефрема — это гимн-размышление о рае, из которого были изгнаны Адам и Ева, — о духовном рае, как небесном отечестве для каждого христианина.

  • Автор: Преподобный Ефрем Сирин
  • Исполнитель: Андрей Кабилов
  • Год издания: 2018

Скачать аудиокнигу Преподобный Ефрем Сирин. «О рае» доступно через Яндекс.Диск

Ефрем Сирин Молитва

Великая молитва Великого поста

Было видение одному святому отцу, подвизавшемуся в пустыне. Он увидел сонм ангелов, сходивших с неба и несших большой свиток, исписанный с обеих сторон. Они спрашивали друг друга: «Кто же может принять этот свиток?» И был голос с неба: «Только Ефрем, избранник Мой».

И привели святого Ефрема и дали проглотить этот свиток.

И совершилось дивное дело: как лоза, разросшаяся по всей земле, распространились дивные слова преподобного Ефрема. Таким дивным словом святого преподобного Ефрема Сирина и является молитва «Господи и Владыко живота моего…».

Толкования молитвы преподобного Ефрема Сирина светильниками земли русской — архиепископом Херсонским Иннокентием, архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким) и протоиереем Валентином Свенцицким, представленные на этом диске, помогают нам углубленно вдуматься в каждое её слово и понять самое существенное, что надлежит знать для нашей жизни и для нашего спасения.

  • Время звучания: 3 ч. 41 мин.

Скачать аудиокнигу «Великая молитва Великого поста» доступно через Яндекс.Диск

Собрание сочинений преподобного Ефрема Сирина в 8 томах

Творения. Том I — преподобный Ефрем Сирин

Творения. Том II — преподобный Ефрем Сирин

Творения. Том III — преподобный Ефрем Сирин

Творения. Том IV — преподобный Ефрем Сирин

Творения. Том V — преподобный Ефрем Сирин

Творения. Том VI — преподобный Ефрем Сирин

Творения. Том VII — преподобный Ефрем Сирин

Творения. Том VIII — преподобный Ефрем Сирин

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: