Акафист благодарственный «Слава Богу за все»

Акафист благодарственный «Слава Богу за все»

Открыть и скачать

Акафист благодарственный «Слава Богу за все»

Тропарь, глас 4
Благода́ рни су́ ще недосто́ йнии раби́
Твои́ , Го́ споди,/ о Твои́ х вели́ ких благодея́ниих на нас бы́ вших,/ сла́ вяще Тя
хва́ лим, благослови́ м, благодари́ м, пое́ м
и велича́ ем Твое́ благоутро́ бие,/ и ра́ бски
любо́ вию вопие́ м Ти:/ Благоде́ телю
Спа́ се наш, сла́ ва Тебе́ .
Кондак, глас 3
Твои́ х благодея́ний и даро́ в ту́ не,/
я́ко раби́ непотре́ бнии, сподо́ бльшеся,
Влады́ ко,/ к Тебе́ усе́ рдно притека́ юще,/
благодаре́ ние по си́ ле прино́ сим,/ и
Тебе́ я́ко Благоде́ теля и Творца́ сла́ вяще,
вопие́ м:// сла́ ва Тебе́ , Бо́ же Всеще́ дрый.
3
Акафист
благодарственный
«Слава Богу за все»
Кондак 1
Нетле́ нный Царю́ веко́ в, содержа́ щий в десни́ це Свое́ й все пути́ жи́ зни
челове́ ческой си́ лою спаси́ тельного
Про́ мысла Твоего́ , благодари́ м Тя за все
ве́ домые и сокрове́ нные благодея́ния
Твоя́, за земну́ ю жизнь и за небе́ сные
ра́ дости Ца́ рства Твоего́ бу́ дущего.
Простира́ й нам и впредь Твои́ ми́ лости,
пою́щим:
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Икос 1
Сла́ бым беспо́ мощным ребе́ нком
роди́ лся я в мир, но Твой А́ нгел просте́ р
4
све́ тлые кры́ лья, охраня́я мою́ колыбе́ ль. С тех пор любо́ вь Твоя́ сия́ет на
всех путя́х мои́ х, чу́ дно руководя́ меня́
к све́ ту ве́ чности. Сла́ вно ще́ дрые дары́
Твоего́ Про́ мысла я́влены с пе́ рвого
дня и доны́ не. Благодарю́ и взыва́ ю со
все́ ми, позна́ вшими Тя:
Сла́ ва Тебе́ , призва́ вшему меня
к жи́ зни; Сла́ ва Тебе́ , яви́ вшему мне
красоту́ вселе́ нной.
Сла́ ва Тебе́ , раскры́ вшему пре́ до
мно́ ю не́ бо и зе́ млю как ве́ чную
кни́ гу му́ дрости; Сла́ ва Твое́ й ве́ чности среди́ ми́ ра вре́ менного.
Сла́ ва Тебе́ за та́ йные и я́вные
ми́ лости Твои́ ; Сла́ ва Тебе́ за ка́ ждый
вздох гру́ сти мое́ й.
Сла́ ва Тебе́ за ка́ ждый шаг жи́ зни,
за ка́ ждое мгнове́ ние ра́ дости.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
5
Кондак 2
Го́ споди, как хорошо́ гости́ ть у Тебя́:
благоуха́ ющий ве́ тер, го́ ры, просте́ ртые
в не́ бо, во́ ды, как беспреде́ льные
зеркала́ , отража́ ющие зо́ лото луче́ й
и ле́ гкость облако́ в. Вся приро́ да таи́ нственно ше́ пчется, вся полна́ ла́ ски,
и пти́ цы и зве́ ри но́ сят печа́ ть Твое́ й
любви́ . Благослове́ нна мать земля́
с ее скоротеку́ щей красото́ й, пробужда́ ющей тоску́ по ве́ чной отчи́ зне, где
в нетле́ нной красоте́ звучи́ т: Аллилу́ иа!
Икос 2
Ты ввел меня́ в э́ ту жизнь, как
в чару́ ющий рай. Мы уви́ дели не́ бо,
как глубо́ кую си́ нюю ча́ шу, в лазу́ ри
кото́ рой звеня́т пти́ цы, мы услы́ шали
умиротворя́ющий шум ле́ са и сладкозву́ чную му́ зыку вод, мы е́ ли благоуха́ нные и сла́ дкие плоды́ и души́ стый
6
мед. Хорошо́ у Тебя́ на земле́ , ра́ достно
у Тебя́ в гостя́х.
Сла́ ва Тебе́ за пра́ здник жи́ зни;
Сла́ ва Тебе́ за благоуха́ ние ла́ ндышей и роз.
Сла́ ва Тебе́ за сла́ достное разнообра́ зие я́год и плодо́ в; Сла́ ва Тебе́ за
алма́ зное сия́ние у́ тренней росы́ .
Сла́ ва Тебе́ за улы́ бку све́ тлого
пробужде́ ния; Сла́ ва Тебе́ за земну́ ю
жи́ знь, предве́ стницу небе́ сной.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 3
Си́ лою Ду́ ха Свято́ го обоня́ет
ка́ ждый цвето́ к, ти́ хое ве́ яние арома́ та,
не́ жность окра́ ски, красота́ Вели́ кого
в ма́ лом. Хвала́ и честь животворя́-
щему Бо́ гу, простира́ ющему луга́ , как
цвету́ щий кове́ р, венча́ ющему поля́
7
зо́ лотом коло́ сьев и лазу́ рью василько́ в,
а ду́ ши — ра́ достью созерца́ ния. Весели́ тесь и по́ йте ему́ : Аллилу́ иа!
Икос 3
Как Ты прекра́ сен в торжестве́
весны́ , когда́ воскреса́ ет вся тварь
и на ты́ сячи ла́ дов ра́ достно взыва́ ет
к Тебе́ : Ты исто́ чник жи́ зни, Ты победи́ –
тель сме́ рти. При све́ те ме́ сяца и пе́ сне
соловья́ стоя́т доли́ ны и леса́ в свои́ х
белосне́ жных подвене́ чных убо́ рах.
Вся земля́ — неве́ ста Твоя́, она́ ждет
нетле́ нного Жениха́ . Если́ Ты траву́
так одева́ ешь, то как же нас преобрази́ шь в бу́ дущий век воскресе́ ния, как
просветя́тся на́ ши тела́ , как засия́ют
на́ ши ду́ ши!
Сла́ ва Тебе́ , изве́ дшему из темноты́
зе́ мли разнообра́ зные кра́ ски, вкус
и арома́ т; Сла́ ва Тебе́ за раду́ шие
и ла́ ску всей приро́ ды.
8
Сла́ ва Тебе́ за то, что Ты окружи́ л
нас ты́ сячами Твои́ х созда́ ний; Сла́ ва
Тебе́ за глубину́ Твоего́ ра́ зума, отпечатле́ нного во всем ми́ ре.
Сла́ ва Тебе́ , благогове́ йно целу́ ю
следы́ Твое́ й незри́ мой стопы́ ; Сла́ ва
Тебе́ , заже́ гшему впереди́ я́ркий свет
ве́ чной жи́ зни.
Сла́ ва Тебе́ за наде́ жду бессме́ ртной
идеа́ льной нетле́ нной красоты́ .
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 4
Как Ты услажда́ ешь ду́ мающих
о Тебе́ , как животво́ рно живо́ е Сло́ во
Твое́ , мя́гче еле́ я и сла́ достнее сот
бесе́ да с Тобо́ й. Окрыля́ет и живи́ т
моли́ тва к Тебе́ ; каки́ м тре́ петом
тогда́ наполня́ется се́ рдце и как велича́ ва и разу́ мна стано́ вится тогда́
9
приро́ да и вся жизнь! Где нет Тебя —
там пустота́ . Где Ты — там бога́ тство
души́ , там живы́ м пото́ ком излива́ ется
песнь: Аллилу́ иа!
Икос 4
Когда́ на зе́ млю схо́ дит зака́ т,
когда́ воцаря́ется поко́ й ночно́ го сна
и тишина́ угаса́ ющего дня, я ви́ жу Твой
черто́ г под о́ бразом сия́ющих пала́ т
и о́ блачных се́ ней зари́ . Ого́ нь и пурпу́ р,
зо́ лото и лазу́ рь проро́ чески говоря́т
о неизрече́ нной красоте́ Твои́ х селе́ ний,
торже́ ственно зову́ т: пойде́ м к Отцу́ !
Сла́ ва Тебе́ в ти́ хий час ве́ чера; Сла́ ва
Тебе́ , изли́ вшему ми́ ру вели́ кий
поко́ й.
Сла́ ва Тебе́ за проща́ льный луч заходя́щего со́ лнца; Сла́ ва Тебе́ за о́ тдых
благода́ тного сна.
10
Сла́ ва Тебе́ за Твою́ бла́ гость во
мра́ ке, когда́ дале́ к весь мир; Сла́ ва
Тебе́ за умиле́ нные моли́ твы растро́ –
ганной души́ .
Сла́ ва Тебе́ за обе́ щанное пробужде́ ние к ра́ дости ве́ чного невече́ рнего дня.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 5
Не страшны́ бу́ ри жите́ йские тому́ ,
у кого́ в се́ рдце сия́ет свети́ льник
Твоего́ огня́. Круго́ м непого́ да и тьма,
у́ жас и завыва́ ние ве́ тра. А в душе́ у него́
тишина́ и свет: там Христо́ с! И се́ рдце
пое́ т: Аллилу́ иа!
Икос 5
Я ви́ жу не́ бо Твое́ , сия́ющее зве́ здами. О, как Ты бога́ т, ско́ лько у Тебя́
све́ та! Луча́ ми дале́ ких свети́ л смо́ трит
на меня́ ве́ чность, я так мал и ничто́ жен,
11
но со мно́ ю Госпо́ дь, Его́ лю́бящая
десни́ ца храни́ т меня́.
Сла́ ва Тебе́ за непреста́ нные забо́ ты
обо мне; Сла́ ва Тебе́ за промысли́ –
тельные встре́ чи с людьми́ .
Сла́ ва Тебе́ за любо́ вь родны́ х, за
пре́ данность друзе́ й; Сла́ ва Тебе́ за
кро́ тость живо́ тных, служа́ щих мне.
Сла́ ва Тебе́ за све́ тлые мину́ ты мое́ й
жи́ зни; Сла́ ва Тебе́ за я́сные ра́ дости
се́ рдца.
Сла́ ва Тебе́ за сча́ стье жить, дви́ –
гаться и созерца́ ть.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 6
Как Ты вели́ к и бли́ зок в мо́ щном
движе́ нии грозы́ , как видна́ Твоя́
могу́ чая рука́ в изги́ бах ослепи́ тельных
мо́ лний, ди́ вно вели́ чие Твое́ . Глас
Госпо́ день над поля́ми и в шу́ ме лесо́ в,
12
глас Госпо́ день в рождестве́ громо́ в
и дожде́ й, глас Госпо́ день над вода́ ми
мно́ гими. Хвала́ Тебе́ в гро́ хоте огнеды́ –
шащих гор. Ты сотряса́ ешь зе́ млю, как
оде́ жду. Ты вздыма́ ешь до не́ ба во́ лны
морски́ е. Хвала́ смиря́ющему челове́ –
ческую горды́ ню, исторга́ ющему покая́нный вопль: Аллилу́ иа!
Икос 6
Как мо́ лния, когда́ освети́ т черто́ ги
пи́ ра, то по́ сле нее́ жа́ лкими ка́ жутся
огни́ свети́ льников. Так Ты внеза́ пно
блиста́ л в душе́ мое́ й во вре́ мя са́ мых
си́ льных ра́ достей жи́ зни. И по́ сле
молниено́ сного све́ та Твоего́ каки́ ми
бесцве́ тными, те́ мными, при́ зрачными
каза́ лись они́ . Душа́ гнала́ сь за Тобо́ ю.
Сла́ ва Тебе́ , край и преде́ л высоча́ йшей челове́ ческой мечты́ ; Сла́ ва
Тебе́ за на́ шу неутоли́ мую жа́ жду
Богообще́ ния.
13
Сла́ ва Тебе́ , вдохну́ вшему в нас
неудовлетворе́ нность земны́ м;
Сла́ ва Тебе́ , обле́ кшему нас тонча́ йшими луча́ ми Твои́ ми.
Сла́ ва Тебе́ , сокруши́ вшему власть
ду́ хов тьмы, обре́ кшему на уничтоже́ ние вся́кое зло; Сла́ ва Тебе́ за
открове́ ния Твои́ , за сча́ стье чу́ вствовать Тебя́ и жить с Тобо́ ю.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 7
В ди́ вном сочета́ нии зву́ ков слы́ –
шится зов Твой. Ты открыва́ ешь нам
преддве́ рия гряду́ щего ра́ я и мелоди́ чность пе́ ния в гармони́ чных
тона́ х, в высоте́ музыка́ льных кра́ сок,
в бле́ ске худо́ жественного тво́ рчества. Все и́ стинно прекра́ сное могу́ чим
призы́ вом уно́ сит ду́ шу к Тебе́ , заставля́ет восто́ рженно петь: Аллилу́ иа!
14
Икос 7
Наи́ тием Свято́ го Ду́ ха Ты озаря́ешь
мысль худо́ жников, поэ́ тов, ге́ ниев
нау́ ки. Си́ лой Сверхсозна́ ния они́
проро́ чески постига́ ют зако́ ны Твои́ ,
раскрыва́ я нам бе́ здну тво́ рческой
прему́ дрости Твое́ й. Их дела́ нево́ льно
говоря́т о Тебе́ : о, как Ты вели́ к в Свои́ х
созда́ ниях, о, как Ты вели́ к в челове́ ке.
Сла́ ва Тебе́ , яви́ вшему непостижи́ мую си́ лу в зако́ нах вселе́ нной;
Сла́ ва Тебе́ , вся приро́ да полна́
зако́ нов Твоего́ бытия.
Сла́ ва Тебе́ за все откры́ тое нам по
бла́ гости Твое́ й; Сла́ ва Тебе́ за то, что
Ты сокры́ л по му́ дрости Твое́ й.
Сла́ ва Тебе́ за гениа́ льность челове́ –
ческого ума́ ; Сла́ ва Тебе́ за животворя́щую си́ лу труда́ .
Сла́ ва Тебе́ за о́ гненные язы́ ки вдохнове́ ния.
15
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 8
Как бли́ зок Ты во дни боле́ зни,
Ты Сам посеща́ ешь больны́ х, Ты Сам
склоня́ешься у страда́ льческого ло́ жа,
и се́ рдце бесе́ дует с Тобо́ й. Ты ми́ ром
озаря́ешь ду́ шу во вре́ мя тя́жких
скорбе́ й и страда́ ний, Ты посыла́ ешь
неожи́ данную по́ мощь. Ты утеша́ ешь,
Ты любо́ вь испыту́ ющая и спаса́ ющая,
Тебе́ пое́ м песнь: Аллилу́ иа!
Икос 8
Когда́ я в де́ тстве пе́ рвый раз созна́ –
тельно призва́ л Тебя́, Ты испо́ лнил
мою́ моли́ тву, и ду́ шу осени́ л благогове́ йный поко́ й. Тогда́ я по́ нял, что Ты —
благ и блаже́ нны прибега́ ющие к Тебе́ .
Я стал призыва́ ть Тебя́ сно́ ва и сно́ ва,
и ны́ не зову́ :
16
Сла́ ва Тебе́ , исполня́ющему во
благи́ х жела́ ния мои́ ; Сла́ ва Тебе́ ,
бо́ дрствующему на́ до мной день
и ночь.
Сла́ ва Тебе́ , врачу́ ющему ско́ рби
и утра́ ты цели́ тельным тече́ нием
вре́ мени; Сла́ ва Тебе́ , с Тобо́ ю нет
безнаде́ жных поте́ рь, Ты да́ руешь
всем ве́ чную жизнь.
Сла́ ва Тебе́ , Ты одари́ л бессме́ ртием
все до́ брое и высо́ кое. Ты обеща́ л
жела́ тельную встре́ чу с уме́ ршими.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 9
Отчего́ вся приро́ да таи́ нственно
улыба́ ется во дни пра́ здников? Отчего́
тогда́ в се́ рдце разлива́ ется ди́ вная
ле́ гкость, ни с чем земны́ м не сравни́ мая, и са́ мый во́ здух алтаря́ и хра́ ма
стано́ вится светоно́ сным? Это ве́ яние
17
благода́ ти Твое́ й, э́ то о́ тблеск Фаво́ рского све́ та; тогда́ и не́ бо и земля́
хвале́ бно пою́т: Аллилу́ иа!
Икос 9
Когда́ Ты вдохновля́л меня служи́ ть
бли́ жним, а ду́ шу озаря́л смире́ нием,
то оди́ н из бесчи́ сленных луче́ й Твои́ х
па́ дал на мое́ се́ рдце, и оно́ станови́ лось
светоно́ сным, как желе́ зо в огне́ .
Я ви́ дел Твой таи́ нственный, неулови́ мый Лик.
Сла́ ва Тебе́ , преобрази́ вшему на́ шу
жизнь дела́ ми добра́ ; Сла́ ва Тебе́ ,
запечатле́ вшему несказа́ нную сла́ –
дость в ка́ ждой за́ поведи Твое́ й.
Сла́ ва Тебе́ , я́вно пребыва́ ющему
там, где благоуха́ ет милосе́ рдие;
Сла́ ва Тебе́ , посыла́ ющему нам
неуда́ чи и ско́ рби, да́ бы мы бы́ ли
чу́ ткими к страда́ ниям други́ х.
18
Сла́ ва Тебе́ , положи́ вшему вели́ кую
награ́ ду в самоце́ нности добра́ ;
Сла́ ва Тебе́ , прие́ млющему высо́ кий
поры́ в.
Сла́ ва Тебе́ , возвы́ сившему любо́ вь
превы́ ше всего́ земно́ го и небе́ сного.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 10
Разби́ тое в прах нельзя́ восстанови́ ть, но Ты восстана́ вливаешь тех,
у кого́ истле́ ла со́ весть. Ты возвраща́ ешь
пре́ жнюю красоту́ ду́ шам, безнаде́ жно
потеря́вшим ее́ . С Тобо́ й нет непоправи́ мого. Ты весь любо́ вь. Ты — Творе́ ц
и Восстанови́ тель. Тебя́ хва́ лим пе́ снью:
Аллилу́ иа!
Икос 10
Бо́ же мой, ве́ дый отпаде́ ние го́ рдого
а́ нгела денни́ цы, спаси́ меня́ си́ лою
19
благода́ ти, не дай мне отпа́ сть от Тебя́,
не дай усомни́ ться в Тебе́ . Обостри́
слух мой, да́ бы во все мину́ ты жи́ зни
я слы́ шал Твой таи́ нственный го́ лос
и взыва́ л к Тебе́ , вездесу́ щему:
Сла́ ва Тебе́ за промысли́ тельное
стече́ ние обстоя́тельств; Сла́ ва Тебе́
за благода́ тные предчу́ вствия.
Сла́ ва Тебе́ за открове́ ния во сне
и наяву́ .
Сла́ ва Тебе́ , разруша́ ющему на́ ши
бесполе́ зные за́ мыслы; Сла́ ва Тебе́ ,
страда́ ниями отрезвля́ющему нас от
уга́ ра страсте́ й.
Сла́ ва Тебе́ , спаси́ тельно смиря́ющему горды́ ню се́ рдца.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 11
Че́ рез ледяну́ ю цепь веко́ в я чу́ вствую тепло́ Твоего́ Боже́ ственного
20
дыха́ ния, слы́ шу струя́щуюся кровь. Ты
уже́ бли́ зок, часть вре́ мени рассе́ ялась.
Я ви́ жу Твой Крест — он ра́ ди меня́. Мой
дух в пра́ хе пред Кресто́ м: здесь торжество́ любви́ и спасе́ ния, здесь не умолка́ ет во ве́ ки хвала́ : Аллилу́ иа!
Икос 11
Блаже́ н, кто вкуси́ т ве́ черю во Ца́ рствии Твое́ м, но Ты уже́ на земле́
приобщи́ л меня́ э́ того блаже́ нства.
Ско́ лько раз Ты простира́ л мне Боже́ –
ственной десни́ цей Те́ ло и Кровь Твои́ ,
и я, многогре́ шный, принима́ л э́ ту
святы́ ню и чу́ вствовал Твою́ любо́ вь,
несказа́ нную, сверхъесте́ ственную.
Сла́ ва Тебе́ за непостижи́ мую живи́ –
тельную си́ лу благода́ ти; Сла́ ва
Тебе́ , воздви́ гшему Це́ рковь Твою́
как ти́ хое приста́ нище изму́ ченному
ми́ ру.
21
Сла́ ва Тебе́ , возрожда́ ющему нас
животворя́щими вода́ ми креще́ ния;
Сла́ ва Тебе́ , Ты возвраща́ ешь ка́ ющимся чистоту́ непоро́ чных ли́ лий.
Сла́ ва Тебе́ , неиссяка́ емая бе́ здна
проще́ ния; Сла́ ва Тебе́ за ча́ шу
жи́ зни, за хлеб ве́ чной ра́ дости.
Сла́ ва Тебе́ , возве́ дшему нас на не́ бо.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 12
Я ви́ дел мно́ го раз отраже́ ние сла́ вы
Твое́ й на ли́ цах у́ мерших. Како́ й неземно́ й красото́ й и ра́ достью свети́ лись
они́ , как возду́ шны, нематериа́ льны
бы́ ли их черты́ , э́ то бы́ ло торжество́
дости́ гнутого сча́ стья, поко́ я; молча́ –
нием они́ зва́ ли к Тебе́ . В час кончи́ ны
мое́ й просвети́ и мою́ ду́ шу, зову́ щую:
Аллилу́ иа!
22
Икос 12
Что моя́ хвала́ пред Тобо́ й! Я не
слыха́ л пе́ ния Херуви́ мов, э́ то уде́ л
высо́ ких душ, но я зна́ ю, как хва́ лит
Тебя́ приро́ да. Я созерца́ л зимо́ й, как
в лу́ нном безмо́ лвии вся земля́ ти́ хо
моли́ лась Тебе́ , облече́ нная в бе́ лую
ри́ зу, сия́я алма́ зами сне́ га. Я ви́ дел, как
ра́ довалось о Тебе́ восходя́щее со́ лнце
и хо́ ры птиц греме́ ли сла́ ву. Я слы́ шал,
как таи́ нственно о Тебе́ шуми́ т лес, пою́т
ве́ тры, журча́ т во́ ды, как пропове́ дуют
о Тебе́ хо́ ры свети́ л свои́ м стро́ йным
движе́ нием в бесконе́ чном простра́ нстве. Что моя́ хвала́ ! Приро́ да послу́ шна,
а я — нет, пока́ живу́ , я ви́ жу любо́ вь
Твою́, хочу́ благодари́ ть, моли́ ться
и взыва́ ть:
Сла́ ва Тебе́ , показа́ вшему нам свет;
Сла́ ва Тебе́ , возлюби́ вшему нас
любо́ вью глубо́ кой, неизмери́ мой,
боже́ ственной.
23
Сла́ ва Тебе́ , осеня́ющему нас све́ том,
со́ нмами а́ нгелов и святы́ х; Сла́ ва
Тебе́ , Всесвяты́ й О́тче, запове́ давший
нам Твое́ Ца́ рство.
Сла́ ва Тебе́ , Искупи́ телю Сы́ не,
откры́ вший нам путь к спасе́ нию;
Сла́ ва тебе́ , Ду́ ше Святы́ й, животворя́щее со́ лнце бу́ дущего ве́ ка.
Сла́ ва Тебе́ за все, о Тро́ ице Боже́ –
ственная, Всеблага́ я.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 13
О Всеблага́ я и Животворя́щая
Тро́ ице, прими́ благодаре́ ние за вся
ми́ лости Твоя́ и яви́ нас досто́ йными
Твои́ х благодея́ний, да́ бы, умно́ жив
вве́ ренные нам тала́ нты, мы вошли́
в ве́ чную ра́ дость Го́ спода своего́
с побе́ дной хвало́ й: Аллилу́ иа! Аллилу́ иа! Аллилу́ иа!
Этот кондак читается трижды.
24
Икос 1
Сла́ бым беспо́ мощным ребе́ нком
роди́ лся я в мир, но Твой А́ нгел просте́ р
све́ тлые кры́ лья, охраня́я мою́ колыбе́ ль. С тех пор любо́ вь Твоя́ сия́ет на
всех путя́х мои́ х, чу́ дно руководя́ меня́
к све́ ту ве́ чности. Сла́ вно ще́ дрые дары́
Твоего́ Про́ мысла я́влены с пе́ рвого
дня и доны́ не. Благодарю́ и взыва́ ю со
все́ ми, позна́ вшими Тя:
Сла́ ва Тебе́ , призва́ вшему меня́
к жи́ зни; Сла́ ва Тебе́ , яви́ вшему мне
красоту́ вселе́ нной.
Сла́ ва Тебе́ , раскры́ вшему пре́ до
мно́ ю не́ бо и зе́ млю как ве́ чную
кни́ гу му́ дрости; Сла́ ва Твое́ й ве́ чности среди́ ми́ ра вре́ менного.
Сла́ ва Тебе́ за та́ йные и я́вные
ми́ лости Твои́ ; Сла́ ва Тебе́ за ка́ ждый
вздох гру́ сти мое́ й.
25
Сла́ ва Тебе́ за ка́ ждый шаг жи́ зни, за
ка́ ждое мгнове́ ние ра́ дости.
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
Кондак 1
Нетле́ нный Царю́ веко́ в, содержа́ щий в десни́ це Свое́ й все пути́ жи́ зни
челове́ ческой си́ лою спаси́ тельного
Про́ мысла Твоего́ , благодари́ м Тя за все
ве́ домые и сокрове́ нные благодея́ния
Твоя́, за земну́ ю жизнь и за небе́ сные
ра́ дости Ца́ рства Твоего́ бу́ дущего.
Простира́ й нам и впредь Твои́ ми́ лости,
пою́щим:
Сла́ ва Тебе́ , Бо́ же, во ве́ ки.
26
Об истории создания акафиста
«Слава Богу за всё»
Один из наших любимых акафистов можно назвать
«песней благодарения», вдохновенным ответом
его автора, духовного чада преподобного
Амвросия Оптинского — митрополита Трифона
на призыв апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите»
(1 Фес. 5, 16–18).
Многие из духовных чад и сподвижников владыки
Трифона, пострадавшие за Христа, уже прославлены
нашей Церковью в лике святых.
А владыку Трифона, к которому в полной мере
можно отнести слова церковного песнопения: «Земный
ангел и человек небесный», Господь оградил от тюрем
и лагерей. Но это не умаляет его подвига.
В трудные для Отечества и Церкви годы владыка
был одним из тех, чьими молитвами выстояла и победила своих гонителей Русская Церковь.
В 1929 году владыка Трифон написал удивительный
благодарственный акафист Господу, который стал его
духовным завещанием. Этот акафист имеет некоторые
особенности, выделяющие его из ряда традиционных
гимнов, предназначенных для общецерковного употребления: он написан на современном русском языке, а не
на церковно-славянском, как было принято, и имеет
глубоко личный характер.
Владыка Трифон смело вводит в акафисте своё «я»
в ткань поэтического повествования и обращается
к Творцу из глубины своего сердца, из глубины своего
27
земного существования.
Известно, что этот вдохновенный гимн Творцу и Его
творению десятки лет распространялся по России путем
церковного самиздата, а в 1970‑е годы был впервые
напечатан за рубежом.
При первых публикациях авторство акафиста
ошибочно приписывалось погибшему в ссылке священнику Григорию Петрову. Позднее, когда появление
акафиста в печати стало возможным уже на Родине,
произведение митрополита Трифона с указанием его
авторства получило общецерковную известность.
«Слава Богу за всё» — в этих словах главный духовный
опыт Русской Православной Церкви во время самых
жестоких гонений, когда-либо в истории переносимых
Церковью Христовой.
Вспомним, что этими же словами закончил своё
выступление в 1922 году на процессе по делу об изъятии
церковных ценностей митрополит Петроградский
Вениамин (Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу.
Сам Христос сказал: «Мужайтесь: Я победил мир»
(Ин. 16, 33), и потому, какими бы трудными и печальными ни были события земной истории, сила Божия
всегда побеждает.
Идёт смертельный бой, и мы знаем, что Христос уже
победил врага рода человеческого, но должен победить и каждый из нас. Воскресение стало возможным
только после Голгофы. Бесчисленные жертвы за Христа
новомучеников и исповедников Российских в самом
кровавом в истории России XX веке стали их победой,
открывшей им путь в жизнь вечную.
Об этом и поёт великий сын России, благодаря Бога
28
за «все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за
земную жизнь и за небесные радости Царствия Твоего
будущего», чтобы, «умножив вверенные нам таланты,
мы вошли в вечную радость Господа своего с победной
хвалой: Аллилуия!»
По словам Феодосия Кудряшова, «основная же мысль
всего акафиста раскрывается в последних кондаках
и икосах: это тема страдания, необходимого несения
своего Креста, отвержение от себя и уподобление
Христу: «Как близок Ты во дни болезней. Ты Сам посещаешь больных, Ты склоняешься у страдальческого
ложа, и сердце беседует с Тобою. Ты миром осеняешь
душу во время тяжких скорбей и страданий».
Логическим завершением является воспевание
и благодарение святой Троицы: «О всеблагая и животворящая Троице! Прими благодарения за все милости
Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы,
умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную
радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуиа!
Аллилуиа! Аллилуиа!».
Таким образом, отмечает Феодосий Кудряшов,
«акафист «Слава Богу за всё», так не похожий на
все остальные акафисты, является литературным
шедевром, соединяющим в себе глубокую веру и поэтический дар божественного вдохновения».
Акафист «Слава Богу за всё» неизменно потрясает нас
красотой и силой любви и благодарности Богу за всё,
что сотворил Господь по Своему бесконечному милосердию к нам, грешным, даже в этом материальном
мире, где мы только странники.
29
Расписание чтения акафистов
ПН
2:00, 8:00, 14:00, 20:00
2:30, 8:30, 14:30, 20:30
3:00, 9:00, 15:00, 21:00
Михаилу Архангелу
Ангелу-Хранителю
прп. Сергию Радонежскому
ВТ
2:00, 8:00, 14:00, 20:00
2:30, 8:30, 14:30, 20:30
3:00, 9:00, 15:00, 21:00
прор. Иоанну Предтече
муч. Авраамию Болгарскому
прп. Серафиму Саровскому
СР
2:00, 8:00, 14:00, 20:00
2:30, 8:30, 14:30, 20:30
3:00, 9:00, 15:00, 21:00
Б. М. «Неупиваемая Чаша»
Б. М. «Умягчение злых сердец»
Б. М. «Всецарица»
ЧТ
2:00, 8:00, 14:00, 20:00
2:30, 8:30, 14:30, 20:30
3:00, 9:00, 15:00, 21:00
свт. Николаю
вмч. и Победоносцу Георгию
блж. Матроне Московской
ПТ
2:00, 8:00, 14:00, 20:00
2:30, 8:30, 14:30, 20:30
3:00, 9:00, 15:00, 21:00
Б. М. «Взыскание погибших»
муч. Гурию, Самону, Авиву
свт. Спиридону Тримифунтскому
СБ
2:00, 8:00, 14:00, 20:00
2:30, 8:30, 14:30, 20:30
3:00, 9:00, 15:00, 21:00
вмч. и целителю Пантелеимону
За единоумершего
Б. М. «Казанская»
ВС
2:00, 8:00, 14:00, 20:00
2:30, 8:30, 14:30, 20:30
3:00, 9:00, 15:00, 21:00
Покрову Божией Матери
Б. М. «Нечаянная Радость»
Слава Богу за всё

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...